Бизнесмен Алексей Садов ежедневно собирает и продает 700 кг зелени, 150 кг листового салата и развивает доставку.

 Сразу после окончания школы предприниматель Алексей Садов решил продолжить дело своих родителей, которые в 1990–х годах выращивали лук на продажу и постепенно расширяли свое хозяйство. Однако принять эстафету бизнесмен смог только в 2011 году, в возрасте 25 лет. Алексей Садов арендовал в Гатчинском районе 20 га земли, вложив около 300 тыс. рублей, и занялся выращиванием зелени — с мая по октябрь. Тогда же предприниматель разослал предложения петербургским ретейлерам и нашел первых партнеров, в числе которых оказалась сеть продуктовых магазинов "Нетто". Затем список партнеров хозяйства (ООО "Сила Лета") пополнился сетями "Пятерочка", "Полушка" и "Семья" и пр., однако позже компания прекратила с ними сотрудничать. Сейчас предприниматель работает с городскими оптовыми базами.

Сегодня суммарная годовая выручка хозяйства составляет около 17,5 млн рублей, а Алексей Садов вкладывает силы в развитие нового проекта "Жили–растили" — сервис доставки наборов зелени на заказ.

"В декабре 2016 года я создал еще одно юридическое лицо (ИП) и решил постепенно уходить от работы с сетями, поскольку зелень — слишком простой продукт для выхода на рынок и нам приходится конкурировать с огромным числом других поставщиков", — рассказывает Алексей Садов.

 По словам предпринимателя, сейчас ему интереснее работать с потребителями напрямую, минуя магазины. На реализацию задуманного бизнесмену потребовалось всего 200 тыс. рублей, которые в основном ушли на продвижение проекта через социальные сети. Предприниматель предлагает как отдельные травы весом от 1 кг, так и стандартные наборы зелени, собранные в специальную посылку весом 1,5 кг. В последнюю входят 10–12 видов популярных трав, которые фермеры выбирают самостоятельно. По подсчетам Алексея Садова, основной пик продаж пришелся на май и июнь этого года, в течение которых компания всего продала около 500 коробок с зеленью и заработала 500 тыс. рублей. В остальные месяцы "Жили–растили" реализует по 150 наборов. Сейчас Алексей Садов ежедневно собирает по 700 кг укропа и петрушки и чуть меньше — 150 кг — листовых салатов. Кроме того, хозяйство выращивает лук, шпинат, базилик, мяту, капусту "Кейл", тимьян, розмарин и пр. По словам предпринимателя, сезон заканчивается в октябре, тогда Алексей Садов обращается к поставщикам из Крыма и Грузии. "Зимой мы закупаем зелень у поставщиков — это требует больших расходов", — сетует бизнесмен.

По оценкам экспертов, потребление зелени в Петербурге ежегодно растет примерно на 5%.

С точки зрения Натальи Анушкевич, главы Ассоциации по производству топинамбура, в основном фермеры предпочитают работать с городскими овощебазами, минуя ретейлеров, из–за высокой конкуренции с крупными аргохолдингами. "С Интернетом фермеры также плохо "дружат", потому что все время проводят в поле. Свою доставку, онлайн–магазины и сервисы развивают примерно 5% производителей зелени", — рассказывает предприниматель.

Сегодня в Петербурге и Ленинградской области работают не больше пяти крупных хозяйств, выращивающих только зелень, — в основном, по словам Алексея Садова, они сосредоточены в районах Горелово и Аннино. Кроме того, зелень выращивают крупнейшие производители овощей закрытого грунта, такие как "Выборжец", "Круглый год", "Молодежный" и пр.

По данным Росстата, на конец 2016 года в Петербурге работало 1325 сельскохозяйственных предприятий и 4570 — в Ленинградской области. При этом только 30% областных фермеров специализируются на растениеводстве.